Путеводитель



Рождества Богородицы Снетогорский монастырь

Адрес: 
Псков,
Снятная гора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Снетогорский Рождественский монастырь изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу - Снятной горе, в излучине реки Великая. Он был основан в XIII веке. Название горы - Снятная - происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живопис­на. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. До монастыря можно доехать на автобусе, кото­рый идет от вокзала, примерно за 20 минут.

Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, огра­ниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор. Рождественский собор знаменит своими фресками. 

Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разру­шилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. на­чалась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их рос­пись характеризуется очень вольной трактовкой религи­озных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпа­дающие с официальным вероучением. 

На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря. Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь.

 


Портал Культура.рф

Яндекс.Метрика
Copyright © Администрация Псковской области, 2007 — 2018
«InformProject»endesign